Система работа по информатизации образовательного процесса
в средней общеобразовательной школе № 2 г. Пошехонье

Егоров Алексей Григорьевич,
зам. директора по информатизации
СОШ № 2 г. Пошехонье

Информатизация образовательного процесса в средней школе № 2 началась в 1992 году, когда на базе класса УКНЦ начали проводиться уроки по предметам, кружковые занятия. Руководство этим процессом осуществлялось учителем информатики Егоровым А.Г., получавшим доплату за проведение экспериментальной работы по информатизации (до 2001 года). То есть, в школе де-факто была введена должность заместителя директора по информатизации. В результате 9 лет работы была создана система работы по применению компьютера на уроке.

В среднем в компьютерном классе проводилось по 13-14 уроков в неделю. Уроки проводились практически в каждом классе и по большинству предметов.

Количественные показатели этой работы за 1999-2000 учебный год показаны в диаграммах.

(русский язык, математика, физика, география, история, биология, немецкий)

 

Второй этап информатизации начался в октябре 2001 года полной заменой материальной базы на современные компьютеры и оргтехнику, полученные по президентской программе и приобретённые за счёт средств муниципального бюджета и школы.

В настоящее время мы имеем 10 компьютеров в кабинете информатики (Cel 1800 – Cel 733), компьютер администрации (Cel 1200) и 4 компьютера в предметных кабинетах (486 DX 33). Кабинет информатики имеет локальную сеть, выход в Интернет по коммутируемой линии на двух провайдеров, спутниковый канал единой образовательной информационной сети. Полностью обеспечены оргтехникой. Имеем струйный, 2 лазерных и 2 матричных принтера, копировальный аппарат, сканер. Очень недостаёт мультимедийного проектора.

С 1 сентября 2002 года установлена должность заместителя директора по информатизации (0,5 ставки).

Как и любая другая работа, информатизация требует чёткого планирования. Здесь тоже сложилась определённая система. В её основе лежит изучение нормативных документов и анализ работы за предыдущий период. На базе этих материалов в конце третьей четверти директору школы направляется документ об основных направлениях работы по информатизации на следующий учебный год (приложение 1). В июне анализируется работа за прошедший год (приложение 2). На основе этих документов создаётся раздел годового плана работы (приложение 3). Дальнейшая работа регулируется календарно-тематическим планом на четверть (приложение 4) и недельным расписанием (приложение 5).

Имеющееся техническое и кадровое обеспечение позволяю реализовать в школе следующие основные направления работы по информатизации образовательного процесса:

  1. Применение ИКТ на уроках.
  2. Проектная деятельность учащихся.
  3. Обеспечение учебного процесса через сеть Интернет.
  4. Информатизация управления.
  5. Методическая работа с учителями.

Соотношение этих направлений работы и динамика их развития видны из приведённых диаграмм.

Наличие класса УКНЦ с его ограниченными коммуникативными возможностями, но с хорошим программным обеспечением по отдельным предметам привело к следующей структуре содержания работы.

 

Получение новой техники, необходимость подготовки учителей для работы на ней, недостаток программного обеспечения привело к следующей структуре работы в 2002-2003 учебном году.

 

 

 

 

Решение задач, поставленных в предыдущем учебном году, позволило сформировать в 2003-2004 учебном году структуру информатизации в оптимальном режиме (данные на 1.03.2004 года).

Содержание работы
по отдельным направлениям информатизации

Подготовка учителей

Информатизация невозможна без хорошо подготовленных учителей. Для их подготовки в школе сложилась определённая система. Это:

ü      Практикумы по овладению технологиями;

ü      Открытые уроки по методике применения ИКТ на уроке;

ü      Индивидуальные методические занятия.

Вся подготовка проводится на базе школы, на конкретном, нужном данному учителю учебном материале, что значительно повышает её эффективность.

Применение информационных технологий на уроках

Сохраняем наработанные ранее технологии. Стремимся охватить наибольшее количество учителей и классов. Из 27 учителей, работающих в школе, активно применяют информационные технологии 18. Из 16 классов уроки проводятся в 14. (В текущем году уроки не проводятся только во втором и четвёртом классах.)

Некоторые количественные показатели за 2 последних года видны из диаграмм.

Преобладание уроков в 11 классах в предыдущем учебном году объяснилось наличием программного обеспечения на этапе становления (CD, готовые тесты).

Переход от эксперимента в 4 классах на 3 класс объясняется составом классов и подбором учителей.

Соотношение уроков по предметам изменилось из-за перехода от групповых занятий с мультимедийными программами на собственные программы (презентации, тесты, диктанты).

Не останавливаюсь на технологии подготовки и проведения уроков, так как подробный разговор об этом будет на занятии секции в нашей школе.

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся ведётся по двум направлениям:

  1. Подготовка рефератов, докладов, творческих работ.
  2. Участие в телекоммуникационных проектах.

 

Наибольший интерес для нас представляет второе направление, так как в нашем удалённом от цивилизованного мира городе это настоящее окно в мир творческого поиска, исследовательской работы. Нас привлекает демократичность проведения проектов, возможность проанализировать свои результаты. Большое спасибо за это – ЦТИСО. Надо сказать, что мы добились в этих проектах определённых успехов, что видно из следующих таблиц.

2002-2003 учебный год

 

Проект

Руководитель

Учеников

Команд

Место

1

Эколого-биологический

Веселова Л.В.

6

68

2

2

Химия

Полетаев О.Н.

6

69

4

3

История

Тюнин А.К.

2

89

17-25

4

Литература

Полетаева Л.В.

8

43

32

 

2003-2004 учебный год

 

Проект

Руководитель

Учеников

Команд

Место

1

Российская экологическая

Веселова Л.В.

3

426

4

2

Физика

Тараканова А.Ф.

4

89

3

3

История

Тюнин А.К.

4

68

Не завершена

4

Эколого-биологическая

Веселова Л.В.

7

256

Не завершена

2

Химия

Полетаев О.Н.

6

 

Не завершена

 

Обеспечение учебного процесса через Интернет

В сети Интернет работаем с декабря 2000 года. Имеем два коммутируемых выхода: через Яртелеком (платно) и сервер администрации муниципального округа (бесплатно).

Используем для получения дидактических материалов для учителей, материалов ученикам для рефератов, сообщений, докладов.

В 2001-2003 через сеть Интернет обеспечивали администрацию школы нормативными документами по управлению учебным процессом, проведению ЕГЭ, другим вопросам.

Для помощи школьной библиотеке и учителям скачали большинство литературных произведений по школьной программе.

А самое основное (по моему мнению) обеспечили программами и инструментами для их подготовки учебный процесс.

Скачаны и применяются три тестовых комплекса, интерактивные материалы для централизованного тестирования, тренажер по русскому языку для 11 классов, презентации по истории для 5-9 классов.

Именно поэтому мы имеем возможность применять ИКТ в учебном процессе в соответствии со школьными программами и уровнем подготовки учеников.

Применение ИКТ в управлении школой

Данное направление работы находится в стадии становления. Содержание его работы отражено в таблице.

Вид работы

Программа

Кто выполняет

Тарификационный список

Excel

Директор

Учёт выполнения учебного плана

Excel

Заместители

Расписание

Variant

Заместители

Алфавитная и кадровая книги

Direktor.1

Секретарь